По вопросам
организации
концертов
обращайтесь
на мобильный
8-926-5369563
главная автобиография дискография mp3 пресса фотоархив гостевая zheka.ru  
 
Дмитрий Быков
Городская газета "Курган и Курганцы"
Февраль 2006 г.

МЕТЕОРИТ НАД ЗОНОЙ

    Несмотря на наступление долгожданного XXI века, когда тарелки, по образному выражению БГ, практически уже влетают в окно, человек продолжает упрямо держаться за прошлое. Так проще. Так легче... Люди, избалованные всевозможным полумарсианским аудиохайтеком, слишком часто используют супермодные мобильники и рассверкавшиеся автомагнитолы для вдумчивого прослушивания трехаккордного русского шансона. Почему – тема для другой статьи, которая выйдет, скорее всего, в толстом научном ежегоднике ограниченным тиражом и не будет поступать в киоски. Примем просто как данность, что русским и в эру компьютеров гораздо интереснее слушать песни про воров и прокуроров, чем, скажем, про нетрадиционный секс, кокаин и НЛО.     "Я хочу стать звездой, и я ей стану", – сказал как-то известный на весь Курган рокер Евгений Григорьев, и исполнил обещание, превратившись в известного на всю страну московского шансонье Жеку. Из-за чего потерял немного старых поклонников и обрел несметный легион новых. Блатная кепочка вместо рокерской кепки с длинным козырьком – в чем причина этой метаморфозы?
     Сам Евгений считает, что дело тут вовсе не в деньгах, а в его возрасте. Вырос я, мол, не всю же жизнь с электрогитарой по сцене скакать… Но думается, тут все гораздо сложнее. Вопросов больше, чем ответов.
     Конечно, осознание полной безысходности провинциальной рок-тусовки давит тяжким грузом на любого, кто к ней причастен. (Отношение к тебе такое: "Да, ты парень талантливый. Ну и че?!") Известно великое множество случаев, когда рокеры переходили на эстраду и этим добивались огромного успеха. Собственно, едва ли не 80 процентов успешных попсовиков – бывшие рокнролльщики. Даже несмотря на то, что в Кургане Евгений совсем не бедствовал, был достаточно успешным бизнесменом, преодолеть "притяженье земли" все не удавалось.
     Мощный лирический потенциал, от природы в нём заложенный (вспомните классические "Рюмка водки", "Девочка моя", "Коктейль-бар") требовал выхода наружу, некоего прорыва, что в рамках рока было крайне трудно добиться. Но Евгений предпочел не эстраду. Шансон ведь – дело другое. Как ни забавно звучит, при всей своей массовости это есть своеобразная альтернатива официальной эстраде. Ни на популярных телеканалах, ни на модных радиостанциях (за единственным исключением - "Радио Шансон") этот жанр практически не появляется. Причина проста и понятна - негативный блатной шлейф, привкус криминала, тянущийся за ним. И пусть всем ясно, что это лишь стилизация, и почти никто из звезд этого жанра никогда не мотал срока, но привкус этот чувствуется явственно. Значит, альтернатива.
     Кроме того, Григорьев, как мне кажется, уже давно созрел для сольной карьеры. Пусть не обижаются парни из "Майора Сергеева", я всех их люблю, но высокоодаренный Евгений в группе "звездил" (сугубо в положительном смысле этого слова) чрезвычайно ярко, в таком свете даже очень небесталанный музыкант уходит в глубокую тень. Нереализованность, опять-таки проклятая нереализованность… Не верю, что выбор карьеры шансонье был для него таким уж легким решением. Но Женя все-таки сделал этот шаг, оставил старых друзей, родной город, налаженный собственный бизнес и уехал в столицу. Если кто-то думает, что успех к нему как к исполнителю шансона пришел мгновенно, развею эту иллюзию. Итак, в феврале 2001 года Григорьев приезжает в Москву, пока один, без семьи, записывает c коллегами-земляками на студии "Кристальная музыка" дебютный альбом "Сосны-кедры" и начинает, по его собственным воспоминаниям, долго и изнурительно окучивать звукозаписывающие компании. И практически везде следовал отказ, точно так же, как было раньше с рок-демо-записями. Боссы звукозаписи не находили никакого коммерческого потенциала в песнях нового исполнителя Жеки, в тех самых, которые меньше чем через год будут продаваться как горячие пирожки по всей стране. Их не хотели включать в сборные пластинки и передавать по радио. Певец был в полном отчаянии, ведь на карту было поставлено слишком многое. Только через несколько месяцев к записям Жеки проявила интерес небольшая компания "Зодиак" и взяла несколько песен в сборники на "добивки" других исполнителей русского шансона.
     В сентябре 2001 года Евгений всё-таки договаривается выпустить дебютную пластинку с компанией "JRC" а, его песни попадают в эфир радио "Шансон". 20 декабря того же года Евгений впервые пробует на зубок московскую сцену. Это происходит на концерте памяти Сергея Наговицына в ДК "Меридиан". Он выступил совместно с такими шансонье как Александр Дюмин, Геннадий Жаров, Анатолий Полотно, Слава Бобков, Александр Звенцов, Михаил Шелег и другими.
     За кулисами он познакомился с ведущей концерта, диджеем "Радио Шансон" Ксенией Стриж. В марте 2002 года Жека по приглашению Ксении участвует в ее передаче "Стриж-тайм" на "Шансоне". Затем выступает на площадке радиостанции во время праздника пива в Лужниках.
    В мае 2002-го наконец-то выходит в свет дебютный альбом Жеки "Сосны-кедры". Альбом получился очень сильным. Слушая его сейчас, хорошо видишь, что по сути-то это был и не вполне шансон – скорее, некая смесь шансона и лирического рока, серьезная заявка на появление нового жанра. Впоследствии артист стал исполнять, извиняюсь за тавтологию, куда более шансонетный шансон. В любом случае, исполнение Жеки всегда неизменно талантливо и высокопрофессионально. Это не просто еще один грубый дяденька с хрипловатым баском и простенькими песнями про ЗК. Как и все, сделанное Григорьевым, песни "для широких масс" сделаны талантливо. Поэтические образы многих его песен даже чересчур хороши для этого в целом незамысловатого жанра.
     Весь первоначальный тираж кассет и дисков дебютного релиза уходит полностью за один день! Пластинок катастрофически не хватает, купить альбом – проблема. Идут многочисленные допечатки тиража. Активно взялись за дело и аудиопираты. Впоследствии пластинка была переиздана с новым оформлением и двумя треками, не вошедшими в первый вариант.
     Жека быстро становится одним из самых востребованных молодых исполнителей в программах по заявкам радиостанций "Шансон" Москвы и Петербурга и начинает активно концертировать. Осенью он вместе с семьёй переезжает в подмосковный Подольск. В январе 2003 года певец получает премию "Достойная песня – 2002" от "Радио Петроград – Русский Шансон" за лучший альбом ("Сосны-кедры") и лучшую песню ("Я как осенний лист").
     Занимась сольной карьерой, Жека работает также в качестве автора и саунд-продюсера со Светланой Питерской. Для альбома Светланы "Черная звезда" были написаны песни "Серые цветы", "Шпалы-шпалы", "Ты знай", "Черемуха", "Черная звезда", "Не верьте, девочки". Песня "Бродяга" была исполнена дуэтом с певицей и вошла в альбомы обоих артистов. Все треки с альбома "Черная звезда" попали в горячую ротацию на "Шансоне". Поскольку Евгения всегда отличали простота в общении, коммуникабельность и дружелюбие, он быстро обзаводится массой новых знакомств. Он знакомится с Михаилом Шуфутинским, Вилли Токаревым, Трофимом, Катей Огонёк, Игорем Слуцким. "Рок-н-ролл я больше не пою. В шансоне за недолгое время я достиг того, чего не смог в роке за 20 лет..." – сказал Жека в одном из интервью этой поры.
     Карьера на взлете! Следом за "Соснами" в апреле 2003-го на выходит альбом "Крапива", а в декабре этого же года – "Фуфаечка". Артист выступает на фестивале "Песни кино" в рамках сочинского "Кинотавра" вместе с Иосифом Кобзоном, Александром Розенбаумом, Трофимом, Григорием Лепсом, группой "Лесоповал" и другими звездами, многим запомнившись своей кавер-версией песни "Русское поле" из кинофильма "Неуловимые мстители". После Сочи – фестиваль имени Михаила Круга в Твери. Евгений также помогает Светлане Питерской в работе над новым альбомом "Контрольный выстрел".
     Событий в жизни Жеки становится настолько много, что рамки небольшой газетной статьи для них становятся чересчур тесны. Дискография популярного артиста пополняется альбомами "Синеглазые озера" (июнь 2004), "Я как осенний лист" (это сборник лучших песен, также июнь 2004), "Жека MP3" (июль 2004). Последний по счету номерной альбом – "Бедная душа". Григорьев продюсирует сборник звезд шансона "Шоферской-16. Такси большого города" (2005), получивший премию "Шансон года – 2005" за лучший альбом. Сольное творчество продюсера представлено в этой компиляции песнями "Таксист" и "Такси большого города".
     Совсем недавно, в январе 2006-го выходит в свет DVD "Жека. Рюмка водки на столе". В него включены: выступление Жеки в программе Андрея Васильева "Живая струна" на "Радио Шансон", где он представил пять песен из альбома "Бедная душа", десять песен с концерта в клубе "Нева", выступление на вручении радиопремий в Кремле, в питерском БКЗ "Октябрьский", а также на чемпионате по боям без правил в Иркутске. Режиссером видеоальбома выступил клипмейкер Андрей Волгин, оператором-постановщиком – Алексей Бунаков, имевший на своём счету уже восемь полнометражных фильмов.
    Евгений – человек чрезвычайно одаренный. Ему есть что сказать своему слушателю, какие бы выразительные средства он для этого не использовал. Думаю, что со временем его мощные рокнролльные корни напомнят о себе и с ним произойдет примерно то же, что и с Трофимом – певец постепенно перейдет из шансона на большую эстраду и его симпатичное умное лицо будет ежевечерне появляться в наших телевизорах. Ждем этого не дождемся. Удачи тебе, наш метеорит над зоной РФ.

наверх
Сайт создан в системе uCoz