|
|
|
Критическая статья Владимира Олейника на новый альбом Жеки.
Все-таки «Русский шансон» интересный жанр. На первый взгляд, выглядит
непритязательно, а на самом деле, вмещает в себя такое разнообразие форм и
содержания, что не перестаешь удивляться его емкости и многомерности.
Совмещение разнородных элементов в его пределах, их различные комбинации
не только расширяют понятие «шансон», но и позволяют обнаружить новое на
казалось бы утоптанной тропе.
Шестой альбом автора-исполнителя Жеки назван «-40 с ветерком».
Жека в нём продолжил свои эксперименты с жанром. Размывающий берега
неистовый лиризм, столь характерный для предыдущих альбомов, теперь
обретает сюжетные границы, но в собственных, привычных пределах жанра. Всё
содержание альбома, казалось бы, встроено в хрестоматийные законы Русского
шансона. В сюжетной канве его песен соединяются и истории конкретных
чувств, и конкретные истории лирических героев. Однако Жека не остаётся
отстраненным от лирической стихии, бушующей в творческой первооснове его
песен.
На первый взгляд в пластинке солирует «блатной» стиль. В нём
однородными оказываются внешне тематически разные «Гаманцы-карманчики» и
«Уйду к цыганам», «Адвоката требую!» и «Капитал». И тематические
определения – «лагерная» песня, «шоферская», «цыганская», – оказывается
узким и тесным перед Жекиным стилем исполнения, перед внутренней
содержательной наполненностью. И тогда флагман и паровоз альбома – песня,
давшая ему заглавие, – оказывается немножко глубже. Потому что приоткрывает
характер, приоткрывает авторский взгляд на жизнь и судьбу.
Вообще, главное открытие в новом альбоме – его лирический герой. Он
продолжает свое внутреннее развитие в творчестве автора. Однако в этом
альбоме происходит уже некая самоидентификация героя. Он вбирает в себя
многие черты мужского идеала – самостоятелен и самодостаточен, ироничен,
тверд в убеждениях, немногословен. Именно такой тип мужчины нравится
женщинам. Да и мужчины не отказались бы от таких черт в собственном
характере и обыденном поведении. Это утверждение мужского начала, столь
характерное для «шансона», диссонирует с моделью унисекса и смешанностью
половых ролей в современной поп-культуре. Диссонирует, как мне кажется, в
пользу автора и большей части публики.
В альбоме есть одна песня, заставляющая и улыбнуться. Жека уже создал
песни-портреты, неофициальные гимны родного ему Кургана, Красноярска,
Иркутска. Песня «Трескоеды, трескоедки» – лирический портрет Архангельска.
Настолько симпатичный портрет, что хочется пройтись по его улицам. Может
быть, так и создается сегодня собирательный и детально конкретный образ
страны, в который мы все живем. Слушая такие песни, почему-то хочется жить.
И в стране, и просто так – для себя и близких. А значит, не зря певец
собирал миноры со своих струн. И очень хочется продолжения…
Владимир Олейник, доцент Курганского университета, кандидат педагогических
наук, «золотое перо Кургана», лауреат городской премии «Признание» в
номинации «Литература» 2001 года.
|