По вопросам
организации
концертов
обращайтесь
на мобильный
8-926-5369563
главная автобиография дискография mp3 пресса фотоархив гостевая zheka.ru  
Критическая статья Владимира Олейника на новый альбом Жеки.

 
    Все-таки «Русский шансон» интересный жанр. На первый взгляд, выглядит непритязательно, а на самом деле, вмещает в себя такое разнообразие форм и содержания, что не перестаешь удивляться его емкости и многомерности. Совмещение разнородных элементов в его пределах, их различные комбинации не только расширяют понятие «шансон», но и позволяют обнаружить новое на казалось бы утоптанной тропе.
     Шестой альбом автора-исполнителя Жеки назван «-40 с ветерком». Жека в нём продолжил свои эксперименты с жанром. Размывающий берега неистовый лиризм, столь характерный для предыдущих альбомов, теперь обретает сюжетные границы, но в собственных, привычных пределах жанра. Всё содержание альбома, казалось бы, встроено в хрестоматийные законы Русского шансона. В сюжетной канве его песен соединяются и истории конкретных чувств, и конкретные истории лирических героев. Однако Жека не остаётся отстраненным от лирической стихии, бушующей в творческой первооснове его песен.
     На первый взгляд в пластинке солирует «блатной» стиль. В нём однородными оказываются внешне тематически разные «Гаманцы-карманчики» и «Уйду к цыганам», «Адвоката требую!» и «Капитал». И тематические определения – «лагерная» песня, «шоферская», «цыганская», – оказывается узким и тесным перед Жекиным стилем исполнения, перед внутренней содержательной наполненностью. И тогда флагман и паровоз альбома – песня, давшая ему заглавие, – оказывается немножко глубже. Потому что приоткрывает характер, приоткрывает авторский взгляд на жизнь и судьбу.
    Вообще, главное открытие в новом альбоме – его лирический герой. Он продолжает свое внутреннее развитие в творчестве автора. Однако в этом альбоме происходит уже некая самоидентификация героя. Он вбирает в себя многие черты мужского идеала – самостоятелен и самодостаточен, ироничен, тверд в убеждениях, немногословен. Именно такой тип мужчины нравится женщинам. Да и мужчины не отказались бы от таких черт в собственном характере и обыденном поведении. Это утверждение мужского начала, столь характерное для «шансона», диссонирует с моделью унисекса и смешанностью половых ролей в современной поп-культуре. Диссонирует, как мне кажется, в пользу автора и большей части публики.
     В альбоме есть одна песня, заставляющая и улыбнуться. Жека уже создал песни-портреты, неофициальные гимны родного ему Кургана, Красноярска, Иркутска. Песня «Трескоеды, трескоедки» – лирический портрет Архангельска. Настолько симпатичный портрет, что хочется пройтись по его улицам. Может быть, так и создается сегодня собирательный и детально конкретный образ страны, в который мы все живем. Слушая такие песни, почему-то хочется жить. И в стране, и просто так – для себя и близких. А значит, не зря певец собирал миноры со своих струн. И очень хочется продолжения…

     Владимир Олейник, доцент Курганского университета, кандидат педагогических наук, «золотое перо Кургана», лауреат городской премии «Признание» в номинации «Литература» 2001 года.

наверх
Сайт создан в системе uCoz