|
|
|
Четверг, 14 июня 2007 г.
То, что чувствует душа...
Из года в год фестивальные волны «Самотлорских ночей», накатывая одна за другой, создают свой неповторимый рельеф. Это значит, что есть в «ночах» место традиционным праздникам, которые ждут в любую погоду. Вместе с тем возможно появление новых, не менее запоминающихся. В этом году, например, нижневартовцы побывали на песенном фестивале «Русский шансон». Народ мы поющий, поэтому не удивительно, что и ему нашлось место в общей афише «Самотлорских ночей».
Планировали, что «Русский шансон» пройдет под открытым небом, - вот бы где развернулась душа человека, да только дождь спутал карты организаторов, и концерт перенесли на сцену Дворца культуры «Октябрь». Впрочем, любителей шансона непогода не смутила: зал не смог вместить всех желающих.
Своих эмоций зрители не сдерживали. Подбадривали исполнителей и свистом, и возгласами. А у каждого из них имелась своя песенная тема, чаще всего это одиночество, судьба, любовь... Многие авторы были участниками конкурса на лучшую песню о городе и не преминули вновь спеть о любимом Нижневартовске.
Организаторы концерта обещали выступление Жеки - звезды русского шансона, и, к радости публики, он вышел после местных исполнителей во втором отделении. Особо представлять его не надо, в городе Жека не в первый раз. Зал шумел, просил его исполнить то «Я, как осенний лист», то «Сосны-кедры», и артист тут же отзывался. Только начал говорить в микрофон, что, мол, эта песня «для тех, кто сидел, сидит и будет сидеть...», как его слова тут же прерывал смех, а Жека невозмутимо продолжал - «...за баранкой автомобиля». И тут же звучал всем хорошо известный «Гололед». Публику это заводило.
Фестиваль шансона вообще отличала вольная, свободная атмосфера. Не было, например, жюри, чтобы выделить лучшего исполнителя. Сами зрители демократично и просто определяли, кто получит главную награду фестиваля - приз зрительских симпатий. Ведущие концерта Николай Субботин и Алексей Суворов по очереди вызывали на сцену певцов, и у кого из них была самая голосистая поддержка зрителей, тот и победил. В итоге обладателем главного приза фестиваля стал дебютант Ренат Патахов. Ветерана фестиваля Алевтину Шерстюк, а она постоянный участник «Русского шансона», наградили призом радио «Шансон». Один из спонсоров фестиваля отметил также артстудию «Альянс» и Сергея Жукова.
После концерта я разыскала Алевтину и Рената, чтобы узнать, чем они занимаются не в артистической жизни. А выяснилось, что оба люди творческие, поют в кафе «Зодиак». Вот и сейчас, несмотря на позднее время - на часах было почти десять вечера, они торопятся в кафе на свадьбу. Рената привела в «Зодиак» Алевтина. Как-то она услышала его в одном из нижневартовских ресторанов города, и глаз, говорит, сразу упал на Рената. Интерес у девушки к парню был сугубо профессиональный. В это время Алевтина осталась без партнера, поэтому предложила парню петь вместе. Оба закончили музыкальное училище, сейчас готовятся выпустить совместный альбом. Репертуар у них большой - поют на различных языках мира: арабском, турецком, французском и так далее. Им нравится шансон. Ведь, с одной стороны, они исполняют простые, незамысловатые песни, а с другой - вкладывая свою душу, придают им индивидуальное, неповторимое звучание.
Похоже, организатор фестиваля «Русский шансон» главный редактор городского рекламного агентства «Гора» Андрей Горюнов тоже остался доволен фестивалем. Он рассказал, что цель «шансона» - привлечь не московских звезд, они участвуют, как нынче Жека, в качестве гостей фестиваля, а местных исполнителей. Тех, кто сам пишет и стихи, и музыку. В то же время в концерт, по словам Андрея Горюнова, попадают не все желающие. Жалко, говорит, что некоторые исполнители находились во время фестиваля на вахте, другие - в отпуске. Не было исполнителя, написавшего песню о тех, кто построил Нижневартовск. Есть в ней ответ на эти слова - Татра, трактор и татарин. На ее прослушивании весь зал был в восторге. Конечно, я не могла не спросить Андрея, почему у нас все-таки блатную или дворовую песню называют русским шансоном. Но, видимо, слишком часто он слышит это «почему», поэтому не удивился и почти отчеканил перевод слова «шансон» из словаря Даля. Это песенка фривольного содержания, исполняемая обычно в кафешантанах. «Но так как у нас специфика немного другая, - говорил Андрей, - то под общую гребенку забрили и авторскую песню, и попсовую, если ее исполняет хриплый голос. Направление русский шансон появилось где-то в конце 90-х годов. Наверное, шансонная песня тематически так и начиналась - ближе к зоне, уголовщине. Но со временем менялись и общество и исполнители. Шансон поют те, у кого не обязательно уголовное прошлое, судимости или кого привлекает блатной мир. Людям просто нравится петь о том, что их волнует, что они чувствуют, что ими прожито изнутри. Они, возможно, не настолько талантливы, чтобы быть великими певцами, но это не отнимает у них право петь на эстраде. Их лучшими цензорами становится зал. Зрители кому-то свистят, кому-то хлопают, а это и есть хорошая оценка творчества любителей».
Андрей считает, что в последние несколько лет направление русского шансона очень изменилось. В песнях стало больше положительных эмоций, больше интеллигентности. Жанр меняется, потому что меняется общество. И в авторских песнях это чувствуется. Не случайно нижневартовский фестиваль открывал лауреат Грушинского фестиваля Сергей Абрамов. Ирина Черепанова
www.m-vremya.ru |